Названия населенных пунктов

Названия населенных пунктов

КАРАШСКАЯ ВОЛОСТЬ

АНДРОНЕЖ (АНИКОВО). При р. Пашме. По рукописи Артынова, в XIII в. на этом месте стоял терем кн. Андрея Васильевича (сына кн. Василия Андреевича Суздальского), известного более под именем Аники-воина.

АСТРЮКОВО. При ручье Бучи. Судя по татарскому названию, Астрюково было в прежнее время татарским поселком. Впрочем, предание гласит, что будто бы в XI в. на «этом месте, в крепком городке, ростовским боярином и наместником Яном Вышатичем был заточен некто Астрюк, житель Ярославля. Он, вместе со своими товарищами, начал распространять в народе слух, что причиною случившегося тогда в Ростовской земле голода служит то обстоятельство, что женщины скрывают сами в себе хлеб, мед, рыбу и т.п.; народ верил этому слуху, а Астрюк с товарищами пользовались этим, убивали приводимых к ним невинных женщин и грабили их имение, чем и заслужили достойное наказание. Этот же Астрюк возмутил язычников против св. Леонтия, епископа ростовского, и был его убийцею (см. Калинино Новоселко-Пеньковской волости).

БАСКАЧ. При о. Чагине. По Хлебниковскому летописцу, на этом месте стоял терем князя Запруда, приведенного в Ростовскую область туземцами и потом, вследствие его жестокости, ими убитого в городке на Саре, близ урочища «Где-поле». Во время татарщины здесь жил главный татарский баскак Сарыхожа, увезший невесту князя Андрея Александровича (сына Александра Невского), освобожденную потом князем Данилою Поча (сыном Аники-воина).

БИКАНЬ. По преданию, еще задолго до принятия ростовцами христианства на этом месте, близ Сахотского болота, стоял великолепный терем волшебницы Бикань. Впоследствии времени здесь стоял терем отшельницы княгини Анны, дочери кн. Ивана Андреевича Хохолкова-Брюхатого ( XIV в.) и вдовы павшего в Мамаевом побоище кн. Михаила Ивановича Пужбольскою-Шсндона.

БУКОВО. При р. Угре (Ремте). По рукописи Артынова, в начале XI в. на этом месте было жилище кн. Святослава Владимировича (сына св. князя Владимира), прозванного «Букой» 1; впоследствии он был настоятелем созданной им обители Копыри. В XIV в. тут стоял терем Параскевы – дочери кн. Андрея Ивановича Хохолкова.

ВЕПРЕВА ПУСТЫНЬ. «По рукописи, в древности на этом месте будто бы поселился какой-то христианский проповедник, обративший в христианство княгиню Римну, жену князя Мери, за что и был убит вместе с Римной.

ВОЛОСЦОВО. По Хлебниковскому летописцу, на этом месте было жилище княгини Воли, жены ростовского сказочного князя Небослава.

КАРАШ. При р. Пахне и о. Белом. По Хлебниковскому летописцу, в старину на этом месте жил князь Трислав, а впоследствии стоял терем кн. Льва Дмитриевича Приимкова-Баламыша, в котором дочь его Анна, по прозванию «Орлица», удалая и смелая наездница, рано кончила свою жизнь с кн. Михаилом Федоровичем Бахтеяровым ( XV в.) Название же свое, без сомнения, село получило от когда-то бывшего здесь татарского селения. По народному преданию, Караш был местом кары для русских во времена монголов, здесь была монгольская таможня, где жили баскаки, собиравшие дань. Неисправимых русских плательщиков приводили сюда к татарскому начальству и карали – вешали и казнили, на что указывает и название находящегося недалеко от Караша урочища «Виселицына гора». Кроме того, из надписи на одном евангелии, печатанном в 1698 году и хранящемся в Карашском храме, видно, что с. Караш имело еще и другое название, впрочем, вовсе неизвестное теперь народу, именно: Святославль. Название «Святославль» значится и в грамоте XVII в., находящейся в библиотеке ярославского купца И.А. Вахрамеева.

КИЛЬГИНО. По Хлебниковскому летописцу, в древности тут жил Велесов верховный жрец Кича, крещенный потом святителем ростовским Леонтием и названный Петром.

КОНЮКОВО. По Хлебниковскому летописцу, в XVI в. на месте деревни была пустошь «Дуброва-Разгуляй», которую царь Феодор Иоаннович пожаловал царскому рыбаку Вахрушке Кашеварову в награду за смерть его брата Жданика, умершего для спасения царевича Феодора, когда последнего Грозный велел умертвить Малюте Скуратову.

ЛАЗАРЦЕВО. При р. Резанке. По Хлебниковскому летописцу, в XIV в. на месте деревни стоял «терем царевича Лазаря Петровича, сына свят, царевича Петра, основателя Ростовского Петровского монастыря.

МЕРЕКОВНИЦЫ. В названии деревни явно слышится наименование народа меря. Согласно преданию, в старину на месте этой деревни было жилище Сидонии Мерековицы, легенда о которой существует и до наших дней.

ПОБЫЧЕВО. По преданию, на месте деревни жил в старину какой-то воин, который после нашествия на Ростовскую землю кривичей приютил у себя женщину с младенцем, найденным ею на груди убитой матери; когда младенец вырос, то сделался знаменитым ростовским витязем, известным под именем «Лари-Шестака», о котором легенда сохранилась до сих пор.

РОМАНЦЕВО. При р. Ухтоме. По рукописи Артынова, на месте деревни стоял терем римского князя Авдикия, поселившегося здесь у своей сестры Фелицаты (жены ростовского князя Позвезда). Впоследствии гут стоял терем кн. Бориса Владимировича, сына кн. Владимира Святого, который передал терем своему крестнику «Дикуну-Золотой-Пояс».

источник

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...